Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSSСреда, 18.09.2024, 05:43


Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Как психологически и интеллектуально подготовить ребёнка к школе


О необходимости психологической и интеллектуальной подготовки малыша к школе говорить уже не приходится. Требования к первокласснику с каждым годом становятся жестче. Нередко приходится слышать от родителей выпускников, что в том или ином образовательном учреждении проводятся тестирования (а иногда и в два этапа), которые похожи скорее на медицинскую комиссию. Скажу сразу, что согласно конституции отказ в приеме в школу по месту регистрации (по причине не пройденного тестирования или других подобных отговорок) - это нарушение прав ребенка.
В этой статье я хотела бы разъяснить родителям, что должен все-таки знать и уметь ребенок к семи годам. Без каких навыков первокласснику действительно будет тяжело осваивать материал в первый год обучения. А также кратко рассказать об адаптации ребенка к школе.
Несколько слов о сложностях, которые могут возникать у детей в первом классе:
1.  Сложно высиживать урок в одной и той же позе (особенно, если не было систематической практики в виде занятий, секций, курсов)
2.  Сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя.
3.  Сложно выполнять требования и задания учителя.
4.  Сложно сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции, которые появляются в изобилии.
5.  Кроме того, ребята не сразу усваивают новые правила поведения со взрослыми, не сразу признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с ним и другими взрослыми в школе.
Вывод: в дошкольный период необходимо постепенно адаптировать ребенка. Это может быть детский сад с развернутой программой по подготовке к школе, а также систематические занятия (в развивающих центрах, кружках), чтобы произошла адаптация к процессу обучению, ребенок привыкал к новым условиям и учился соответствовать новым требованиям.
Итак, основные составляющие адаптации:
- физиологическая адаптация;
- социально-психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к одноклассникам).
Физиологическая адаптация
В этот период ребенок ощущает «физиологическую бурю», он может даже заболеть в первые 2-3 недели, так как организм испытывает значительное напряжение. Необходимо «переработать» море информации, перестроиться на новый режим дня. Более подробно об этом мы будем говорить позже (весной).
Социально-педагогическая адаптация
Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, он проходит через особый этап своего развития -кризис 7 (6) лет.
Помимо гормональной перестройки, изменяется социальный статус бывшего малыша - появляется новая социальная роль «ученик».
О «внутренней готовности к школе» можно говорить только тогда, когда ребенок действительно хочет учиться, а не только ходить в школу.
У половины детей, поступающих в школу, эта позиция еще не сформирована. Особенно актуальна эта проблема для 6-леток. У них чаще, чем у 7-леток, затруднено формирование «чувства необходимости учения», они менее ориентированы на общепринятые формы поведения в школе. При столкновении с такими трудностями нужно помочь ребенку принять «позицию школьника»: заранее ненавязчиво беседовать о том, зачем нужно учиться, почему в школе именно такие правила, что будет, если никто не станет их соблюдать.
В период 6-7 лет происходят серьезные изменения в эмоциональной сфере ребенка. В дошкольном детстве, столкнувшись с неудачами или получив нелестные отзывы о своей внешности, ребенок, конечно, испытывал обиду или досаду, но это не влияло так кардинально на становление его личности в целом. В период же кризиса 6-7 лет цепь неудач (в учебе, в общении) может привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности. Такое «приобретение» в 6-7 лет самым негативным образом влияет на развитие самооценки ребенка.
Поэтому уже сейчас, в 5-6-7 лет, необходимо поощрять ребенка за старания на курсах (по подготовке к школе, в секциях и кружках). Не сравнивайте его с другими учениками, а вместе спокойно разбирайте ошибки или неудачи. На наших занятиях поощрением являются красочные наклейки. Оценку-наклейку могут не получить только ребята, которые срывают занятие, балуются или задираются с другими детьми. За любые проявленные знания обязательно будет поощрение.
Проявлением кризиса или незрелости может быть кривляние, манерность, неестественность поведения, склонность к капризам и конфликтность.
Все эти внешние особенности начинают исчезать, когда первоклассник выходит из кризиса и вступает непосредственно в младший школьный возраст.
Обычно трудности в этом процессе возникают у детей, не посещавших детский сад, развивающие курсы, группы дополнительного образования. Для них часто становится стрессом изменение ситуации, когда они осознают, что учитель одинаково относится ко всем ребятам, не делая снисхождения к нему и не выделяя его своим вниманием, а одноклассники не торопятся принимать таких детей в качестве лидеров, не собираются уступать им.
Продолжительность всего периода адаптации варьируется от 2 до 6 месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей ученика.
Что же должен знать ребёнок к первому классу?
Окружающий мир
1.  Называть свое имя и фамилию.
2.  Называть имя и фамилию своих родителей.
3.  Знать название своего города.
4.  Знать название столицы Родины.
5.  Знать название нашей планеты.
6.  Знать названия основных профессий людей.
7.  Называть времена года, части суток, дни недели в их последовательности.
8.  Называть весенние, летние, осенние и зимние месяцы.
9.  Отличать домашних и диких животных.
10. Знать наименования птиц, цветов, деревьев.
11. Знать явления природы.
Математика
1.  Цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9; знаки «+», «-», «=».
2.  Знать понятия «больше - меньше, поровну», «большой - маленький», «высокий - низкий», «широкий - узкий».
3.  Знать основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.
4.  Знать состав чисел первого десятка (10 = 5 и 5, 6 и 4 и т.д.).
5.  Прямой и обратный порядок числового ряда.
6.  Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
7.  Название текущего месяца, последовательность дней недели, части суток.
8.  Знать основные и оттеночные цвета (красный - розовый, зеленый - салатовый, черный - серый)
Развитие речи
1. Строить предложения разных видов. Например, составлять предложения из предложенных слов: рисунок, девочка, рисовать, красками и т.д.
2.  Образовывать новые словосочетания. Например: стул из дерева – деревянный стул.
3.  Составлять рассказы по одной картинке, по серии картинок.
4.  Заучивать стихи, с интонацией передавать строки.
Основы грамоты, чтение
1.  Составлять предложения из 3-4 слов.
2.  Составлять схему предложения.
3.  Разделять простые предложения на слова.
4.   Разделять слова на слоги (части).
5.  Различать гласные и согласные звуки.
6.  Определять, на какой слог падает ударение.
7.  Определять на слух твердый/мягкий и звонкий/глухой согласный звук.
8.  Чтение простых слов (из двух, трех слогов), чтение простых предложений.
Внимание
1.  Выполнять задания, не отвлекаясь, около 15 минут.
2.  Находить 4-5 отличий между предметами и между двумя рисунками.
3.  Удерживать в поле зрения 6-8 предметов.
4.  Копировать узор или движение.
5.  Играть в игры на внимательность и быстроту реакции. Например: если услышал название игрушки - хлопнуть в ладоши; если другой предмет - сложить руки на столе.
Память
1.  Запоминать 6-8 картинок.
2.  Запоминать считалочки (например: «дождик, дождик поливай, будет хлеба каравай…»)
3.  Рассказывать по памяти небольшие сказки, стихи, содержание картинок.
Мышление
1.  Находить лишнее слово среди группы слов, например: «Смелый, храбрый, злой, отважный».
2.  Определять последовательность событий.
3.  Находить и объяснять несоответствия на рисунках.
4.  Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями.
5.  Находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.
Мелкая моторика
1. Сложить из конструктора по образцу любую фигуру. Сложить из бумаги, по показанному взрослым образцу, простой предмет (кораблик, лодочку и т.д.)
2.  Выполнять аппликации на бумаге как самостоятельно, так и по образцу.
3.  Складывать пазлы без посторонней помощи.
4.  Регулировать силу нажима на карандаш и кисть и изменять направления движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.
5.  Штриховать рисунки, не выходя за их контуры.
6.  Ориентироваться на листе, в тетради в клетку или в линейку.
Еще раз хотела бы сказать, что согласно конституции отказ в приеме в школу по причине недостаточных баллов при тестировании - это нарушение прав ребенка. Но, имея все эти знания и умения, ваш ребенок будет гораздо уверенней проходить все этапы адаптации и справится с тем объемом информации, который ждет его в школе.




Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    uCoz