Физиологическая адаптация |
В этот период ребенок ощущает «физиологическую бурю», он может даже заболеть в первые 2-3 недели, так как организм испытывает значительное напряжение. Необходимо «переработать» море информации, перестроиться на новый режим дня. Более подробно об этом мы будем говорить позже (весной). |
Социально-педагогическая адаптация |
Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, он проходит через особый этап своего развития -кризис 7 (6) лет. |
Помимо гормональной перестройки, изменяется социальный статус бывшего малыша - появляется новая социальная роль «ученик». |
О «внутренней готовности к школе» можно говорить только тогда, когда ребенок действительно хочет учиться, а не только ходить в школу. |
У половины детей, поступающих в школу, эта позиция еще не сформирована. Особенно актуальна эта проблема для 6-леток. У них чаще, чем у 7-леток, затруднено формирование «чувства необходимости учения», они менее ориентированы на общепринятые формы поведения в школе. При столкновении с такими трудностями нужно помочь ребенку принять «позицию школьника»: заранее ненавязчиво беседовать о том, зачем нужно учиться, почему в школе именно такие правила, что будет, если никто не станет их соблюдать. |
В период 6-7 лет происходят серьезные изменения в эмоциональной сфере ребенка. В дошкольном детстве, столкнувшись с неудачами или получив нелестные отзывы о своей внешности, ребенок, конечно, испытывал обиду или досаду, но это не влияло так кардинально на становление его личности в целом. В период же кризиса 6-7 лет цепь неудач (в учебе, в общении) может привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности. Такое «приобретение» в 6-7 лет самым негативным образом влияет на развитие самооценки ребенка. |
Поэтому уже сейчас, в 5-6-7 лет, необходимо поощрять ребенка за старания на курсах (по подготовке к школе, в секциях и кружках). Не сравнивайте его с другими учениками, а вместе спокойно разбирайте ошибки или неудачи. На наших занятиях поощрением являются красочные наклейки. Оценку-наклейку могут не получить только ребята, которые срывают занятие, балуются или задираются с другими детьми. За любые проявленные знания обязательно будет поощрение. |
Проявлением кризиса или незрелости может быть кривляние, манерность, неестественность поведения, склонность к капризам и конфликтность. |
Все эти внешние особенности начинают исчезать, когда первоклассник выходит из кризиса и вступает непосредственно в младший школьный возраст. |
Обычно трудности в этом процессе возникают у детей, не посещавших детский сад, развивающие курсы, группы дополнительного образования. Для них часто становится стрессом изменение ситуации, когда они осознают, что учитель одинаково относится ко всем ребятам, не делая снисхождения к нему и не выделяя его своим вниманием, а одноклассники не торопятся принимать таких детей в качестве лидеров, не собираются уступать им. |
Продолжительность всего периода адаптации варьируется от 2 до 6 месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей ученика. |
Что же должен знать ребёнок к первому классу? |
Окружающий мир |
1. Называть свое имя и фамилию. |
2. Называть имя и фамилию своих родителей. |
3. Знать название своего города. |
4. Знать название столицы Родины. |
5. Знать название нашей планеты. |
6. Знать названия основных профессий людей. |
7. Называть времена года, части суток, дни недели в их последовательности. |
8. Называть весенние, летние, осенние и зимние месяцы. |
9. Отличать домашних и диких животных. |
10. Знать наименования птиц, цветов, деревьев. |
11. Знать явления природы. |
Математика |
1. Цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9; знаки «+», «-», «=». |
2. Знать понятия «больше - меньше, поровну», «большой - маленький», «высокий - низкий», «широкий - узкий». |
3. Знать основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник. |
4. Знать состав чисел первого десятка (10 = 5 и 5, 6 и 4 и т.д.). |
5. Прямой и обратный порядок числового ряда. |
6. Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду. |
7. Название текущего месяца, последовательность дней недели, части суток. |
8. Знать основные и оттеночные цвета (красный - розовый, зеленый - салатовый, черный - серый) |
Развитие речи |
1. Строить предложения разных видов. Например, составлять предложения из предложенных слов: рисунок, девочка, рисовать, красками и т.д. |
2. Образовывать новые словосочетания. Например: стул из дерева – деревянный стул. |
3. Составлять рассказы по одной картинке, по серии картинок. |
4. Заучивать стихи, с интонацией передавать строки. |
Основы грамоты, чтение |
1. Составлять предложения из 3-4 слов. |
2. Составлять схему предложения. |
3. Разделять простые предложения на слова. |
4. Разделять слова на слоги (части). |
5. Различать гласные и согласные звуки. |
6. Определять, на какой слог падает ударение. |
7. Определять на слух твердый/мягкий и звонкий/глухой согласный звук. |
8. Чтение простых слов (из двух, трех слогов), чтение простых предложений. |
Внимание |
1. Выполнять задания, не отвлекаясь, около 15 минут. |
2. Находить 4-5 отличий между предметами и между двумя рисунками. |
3. Удерживать в поле зрения 6-8 предметов. |
4. Копировать узор или движение. |
5. Играть в игры на внимательность и быстроту реакции. Например: если услышал название игрушки - хлопнуть в ладоши; если другой предмет - сложить руки на столе. |
Память |
1. Запоминать 6-8 картинок. |
2. Запоминать считалочки (например: «дождик, дождик поливай, будет хлеба каравай…») |
3. Рассказывать по памяти небольшие сказки, стихи, содержание картинок. |
Мышление |
1. Находить лишнее слово среди группы слов, например: «Смелый, храбрый, злой, отважный». |
2. Определять последовательность событий. |
3. Находить и объяснять несоответствия на рисунках. |
4. Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями. |
5. Находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор. |
Мелкая моторика |
1. Сложить из конструктора по образцу любую фигуру. Сложить из бумаги, по показанному взрослым образцу, простой предмет (кораблик, лодочку и т.д.) |
2. Выполнять аппликации на бумаге как самостоятельно, так и по образцу. |
3. Складывать пазлы без посторонней помощи. |
4. Регулировать силу нажима на карандаш и кисть и изменять направления движения руки в зависимости от формы изображенного предмета. |
5. Штриховать рисунки, не выходя за их контуры. |
6. Ориентироваться на листе, в тетради в клетку или в линейку. |
Еще раз хотела бы сказать, что согласно конституции отказ в приеме в школу по причине недостаточных баллов при тестировании - это нарушение прав ребенка. Но, имея все эти знания и умения, ваш ребенок будет гораздо уверенней проходить все этапы адаптации и справится с тем объемом информации, который ждет его в школе. |